Отчет о работе Центра сопровождения в декабре 2017

January 6, 2018

 

Декабрь в Центре сопровождения приемных семей Найди семью в Екатеринбурге  важный месяц - завершается цикл программ для родителей, начатый еще в феврале - «Адаптация приемного ребенка в семье» и «Профилактика родительского выгорания», идет сбор обратной связи от родителей.

 

Завершающее занятие группы «Адаптация приемного ребенка в семье» началось с обсуждения актуальных проблем. Важно, что в группе есть и родители, которые до принятия ребенка в семью не имели никакого родительского опыта, и те, кто уже вырастил кровных детей, но только начинает путь приемного родителя, и те, кто проходит адаптацию вместе с не первым уже приемным ребенком в семье. Такой разный опыт способствует взаимной поддержке участников.

В группе очень актуальна тема истории приемного ребенка до прихода в семью. Ведущие поделились информацией о том, как влияет наличие и отсутствие открытой информации о прошлом ребенка на его поведение, отношения с приемными родителями и жизнь. Также для родителей было полезно узнать современные данные о том, как мозг сохраняет память о том периоде жизни, когда ребенок еще не умеет говорить, и как эти воспоминания влияют на отношения ребенка к приемным родителям, если ребенку сложно объяснить, что он был какое-то время в другом месте. Более опытные родители смогли рассказать, как объяснили своим детям историю их появления в семье, и ответить на вопросы, развеяв опасения, которые неизбежно возникают.

Так как эта встреча группы финальная, мы приготовили для участников практику с использованием метафорических ассоциативных карт, в которой они смогли вспомнить и присвоить тот путь, который прошли с момента принятия ребенка в семью и до настоящего момента. Практически все родители отметили большое количество иллюзий до того, как ребенок появился дома. Затем наступал период шока и депрессии, когда не хватало знаний, уверенности и устойчивости.

За этот год участники группы сильно продвинулись в своем понимании детей и способности устанавливать с ними отношения привязанности. В процессе обсуждения участники увидели свой вклад в изменения, а также вклад знаний и навыков, полученных от ведущих, и в результате обмена опытом между участниками.

Важно отметить, что для всех родителей, закончивших посещать программы Центра в 2017 году, в следующем году начнет работать группа поддержки, в которой будут разбираться любые трудности, которые возникают у родителей. Также, каждый родитель может обратиться за помощью и поддержкой не только к специалистам Центра, но и к другим приемным родителям, что бывает не менее ценно. Для этого в Центре проводятся различные семейные мероприятия и поддерживается прямое общение родителей друг с другом.

 

В декабре в Центре также прошло последнее занятие из цикла встреч группы «Профилактика родительского выгорания». Родители отметили, что благодаря занятиям в группе стали чувствовать себя более уверенно, появилось больше сил и окрепла мотивация к продолжению воспитания приемных детей. С февраля 2018 года Центр начнет набор новых участников-приемных  родителей в группу нового потока «Профилактика родительского выгорания».

 

Мы опросили родителей нашего Центра о результатах нашего почти годичного сотрудничества и вот некоторые их отзывы:

Какие изменения наступили в вашей семье, в взаимоотношениях с детьми: 

«Не скажу, что стало меньше проблем, они постоянны, то одни, то другие, но само присутствие на группах два раза в месяц позволяет ощущать постоянную поддержку, чувствовать, что ты не один на один с новыми и сложными ситуациями, которые никогда не встречались, например, с кровными детьми, или встречались, что требуют других педагогических решений, просто необходимо.

Время — три часа — вырванное из суеты, принудительно заставляет думать о ситуации, слушать себя, слушая других, сравнивать, видеть вариативность подходов и оценок. Для меня главное — что специалистам центра удалось создать саму атмосферу, где я могу поделиться, кажется, почти любым своим опытом, где никому не кажется, что я «придумываю» или что моя ситуация есть прямое следствие моей некомпетентности или нелюбви. И эта атмосфера не могла бы состояться без грамотного, профессионального, доброжелательного, открытого руководства. Спасибо огромное!»

«После занятий я обычно понимаю, что моя непосредственная реакция не есть «естественная», но есть следствие моих привычек, взглядов, приоритетов, страхов, ожиданий и др. и что возможны минимум еще несколько взглядов на ту же ситуацию. И само по себе это поддерживает, не дает «зациклиться» и создает ресурсную среду. Я для себя сравниваю эффект с прохождением «контраварийных курсов» вождения: дороги не станут лучше, но у тебя будет на несколько минут/секунд больше в любой кризисной ситуации. И это даст уверенность, пространство для маневра и шанс сделать лучше.»

«Установила границы общения с ребенком, осознала границы своего «я», вследствие чего «ушли» бесконечные простуды, стала значительно меньше кричать на ребенка, стала пользоваться услугами няни, появилось чувство свободы и привязанности одновременно, ушло непрерывное раздражение на ребенка, появились силы и вернулось радость жизни, вернулась к спорту, пропала бессонница.»

 

 

22 декабря прошла встреча группы «Школа и школьное обучение». Трудности концентрации внимания и запоминания преследуют многих детей. Преодолевать их простой зубрежкой не только неэффективно, но и чревато для формирующихся отношений между приемным ребенком и его родителями. Поэтому на каждом занятии мы посвящаем часть времени простым играм, позволяющим развить когнитивные функции и весело с удовольствием провести время вместе с детьми. Мы не только показываем, как играть, но и объясняем, на что именно направлена каждая игра, как модифицировать правила, если ребенок слишком возбуждается от азарта соревнований или слишком боится проиграть. 

Во второй части занятия родители смогли поделиться своими трудностями и успехами, связанными со школой. В процессе обсуждения в доверительной обстановке родители вместе учились замечать, как собственный опыт конфликтов с учителями и переживания несправедливости от взрослых влияет на способность взрослых помогать своим детям в похожих ситуациях. С помощью ведущих они учились разделять собственный прошлый опыт и ситуацию, в которой оказались их дети, и искать ресурс преодоления этой ситуации.

Также на группе стала важной тема присвоения прогресса в преодолении трудностей. Для того, чтобы продолжать помогать ребенку, родителю важно остановиться и заметить, что ребенок меняется в поведении в лучшую сторону, что он негативно проявляется реже и не так ярко. Здесь очень важно, что в группе есть родители детей с похожими трудностями. Это вносит важный вклад в атмосферу бережной поддержки. 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Публикуем смету расходов Центра сопровождения приемных семей

October 29, 2019

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив