Отчет работе Центра сопровождения приемных семей за январь 2018

February 8, 2018

 

Новогодние каникулы родители Центра сопровождения приемных семей Найди семью провели вместе с детьми  на Космоелке, посетили мастер-класс по приготовлению сладостей у деда Мороза и Снегурочки, получили ценные  подарки от нашего партнера Благотворительного фонда «Найди семью».

В конце января прошла группа "Школа и школьное обучение". Встреча, традиционно, состояла из нескольких блоков. В первом, разминочно-навыковом, родители познакомились с новыми играми, которые способствуют развитию логики, внимания и памяти у детей. На наших занятиях родители не только знакомятся с играми, но и обсуждают свои идеи, какие из них полезно использовать с детьми. 
Вторая часть занятия была посвящена обсуждению изменений, которые произошли в семьях в контексте школьного обучения детей. Многие участники отметили положительные сдвиги. Ребенок, который сменил несколько школ, сказал маме, что ему нравится ходить в новую школу. В другой семье разрешился конфликт с педагогом, которая занижала ребенку оценки. Значимой для нескольких родителей стала тема выдерживания провоцирующего и агрессивного поведения, которое дети часто используют, чтобы избежать трудностей в школе. Совместно с ведущими участники собирали список  методов, которые могут использовать родители.

Социальная работа. В январе были проведены встречи с двумя семьями, желающими воспользоваться услугами Центра.

 

            М. Галина Петровна (усыновитель). Ребенок – Ангелина.

Ребенок воспитывается в семье с 6 лет. До трех лет девочка проживала в кровной семье, затем после убийства отцом ее кровной матери была отправлена бабушкой в детский приют, где прожила до 4,5 лет. С 4,5 до 6 лет девочка жила в детском доме г. Челябинска.

На момент принятия ребенка в семью приемная мама была одинока, она воспитывает девочку самостоятельно до настоящего времени.

В начальной школе ребенок не имел особых успехов, однако состояние дел улучшилось с переходом в среднее звено. Ангелина сдала выпускные экзамены за 9 класс на четверки и решила, что хочет стать врачом, поэтому поступила в класс с медицинским уклоном. Девочка также окончила музыкальную школу, вместе с мамой они посещают филармонию.

Трудности начались летом по окончании 9 класса (2017 год). Раньше у Ангелины практически не было друзей, поскольку большую часть времени занимала учеба и дополнительные занятия. В социальной сети она познакомилась с компанией, которая развлекалась «тусовками на вписках». Это компании подростков, организовывающих свои встречи в социальных сетях из совершенно случайных и незнакомых друг другу людей, в этих компаниях дети употребляют алкоголь, наркотики, практикуют незащищенный случайны секс.  Вместе с ребятами из этой компании Ангелина употребляла алкоголь, а в ее переписке мама увидела сообщения, из которых сделала вывод о том, что подростки также употребляют медицинский препарат «Триган Д» в больших количествах, чтобы «словить кайф».

Ангелина часто употребляла алкоголь, отключала телефон и не отвечала на звонки. Несколько раз по просьбе друзей ее забирали с «тусовки», потому что она была слишком пьяна. Однажды маме и ее племянникам пришлось даже силой забирать девочку с очередной квартиры. После этого она попала под домашний арест, а мама, поддавшись на уговоры родственников, уехала в отпуск на юг, куда изначально они с дочерью планировали отправиться вдвоем.

С началом учебного года еще одной проблемой стало нежелание девочки посещать школу. Сначала она уходила в школу, но вместо уроков проводила время со своим молодым человеком, в настоящее время просто отказывается идти на занятия.

В общении с мамой ребенок ведет себя грубо, на попытки заставить ее что-то делать проявляет агрессию, способна схватиться за нож.

С 1 декабря 2017 года девочка посещает психотерапевта. На встречи ходит с удовольствием, проводит там много времени, сообщает маме, что «пойдет на нее жаловаться». 30 января 2018 года Ангелина была на приеме у психиатра. Ей были назначены антидепрессанты.

Мама оценивает интеллектуальное, социальное, эмоциональное и физическое развитие дочери на 18 лет, а «житейский ум» на 20.

Ресурсы мамы: семья (мама, старшая сестра, племянники), храм и вера (посещение службы, молитвы).

Галина Петровна проинформирована об услугах Центра. Она хотела бы присоединиться к группе поддержки приемных родителей и посещать группу по профилактике выгорания, но опасается, что не будет успевать добираться, поскольку работает до 18 ч. Также приемная мама знает о возможности в случае необходимости в любое время связаться со специалистом по социальной работе. Начинаем работу с семьей.

 

Иванова Светлана Евгеньевна (приемная мама). Супруг – Иванов Борис Андреевич (профессия – военный). Ребенок – Крохалева Надежда 2007 г.р.

В семье также воспитываются двое кровных детей, 5-ть лет и 1 год.

Приемный ребенок появился в семье в 9 лет (в конце лета 2016 года). До 6 лет девочка воспитывалась в неблагополучной семье, была свидетелем физического насилия, часто оказывалась предоставлена сама себе, поэтому комфортно чувствует в себя в условиях улицы: хорошо ориентируется на местности, умеет драться, способна за себя постоять. Надя попала в детский дом после того как кровная мама «забыла» ее в детском саду. С 6 до 8 лет девочка жила в детском доме г. Екатеринбурга, в 8 лет ее забрали в приемную семью, но вернули, потому что ребенок «не подошел». Сама Надя объясняет возврат тем, что приемные родители не смогли смириться с тем, что девочка гораздо «круче» их кровных детей.

Мама девочки имела проблемы с наркотиками, бабушка не забрала ребенка в свою семью, несмотря на то, что несколько лет навещала Надю в детском доме. Тетя девочки также благополучная женщина, приемная мама выходила с ней на связь в социальных сетях, просила выслать детские фото Нади. С момента попадания ребенка в семью никто из кровных родственников не проявлял инициативы в сторону общения или встреч, хотя приемная мама готова идти на контакт.

Принять в семью Надю было решением Светланы. Со слов приемной мамы супруг не хотел этого, но и не препятствовал, объясняя это готовностью поддержать решение жены. У девочки отстраненные отношения с приемным отцом, она не воспринимает его как папу или как авторитет. Он формально относится к ней так же, как и к кровным детям: ничем не обделяет, дает тактильный контакт, но не испытывает к ней теплых чувств.

Приемная мама оценивает период адаптации как очень тяжелое время. Ей не хотелось прикасаться к ребенку, она больше выполняла функции воспитателя, чем мамы, и это ее тяготило. Светлана не могла принять и до сих пор с трудом принимает несоответствие поведения девочки ее биологическому возрасту. Она связывает это с тем, что сама была старшей в многодетной семье и с малых лет не только решала многие проблемы, но и поддерживала свою маму. Приемной маме помогли консультации психолога Александры Мелях. Светлана оценивает результат встреч как просветление, после которого она, наконец, смогла принять, что довольно взрослая девочка ведет себя как маленький ребенок.

У Светланы были большие планы в отношении образования приемного ребенка, но уровень знаний девочки не соответствует требованиям образовательного стандарта. С этого учебного года девочка учится на семейном образовании и вместе с младшей сестрой посещает 1й класс по методике Жохова, который приемная мама открыла с целью организовать качественное образование для кровной дочери. Мама видит в Наде  большой потенциал и активно развивает его.

У Нади очень теплые отношения с младшей сестрой. Приемная мама отмечает, что лишь благодаря кровной дочери удалось избежать возврата девочки в детский дом в период адаптации, потому что Надя очень обижала Таню, но та все равно была на ее стороне. Надя с удовольствием присматривает за младшим братом. Это для нее ценнее любых занятий, потому она знает, что получит от мамы похвалу и восхищение.

Приемная мама оценивает интеллектуальное, физическое и социальное развитие девочки на 10-11 лет, а эмоциональное на 2-3 года. Светлана помнит, что еще в момент принятия ребенка в семью психолог детского дома обращала внимание на то, что эмоционально девочка развита гораздо младше своего возраста, но не восприняла это всерьез, потому что такое положение дел казалось невозможным. Однако Надя и по сей день с удовольствием играет с малышами и получает удовольствие от занятий, не соответствующих возрасту. Благодаря консультациям психолога Светлане удалось это принять.

Ресурсы мамы: осознание того, что приемное родительство – это норма и то, что ей необходимо; консультации психолога Центра; поддержка друзей из числа коллег (Светлана  руководит детским центром в г. Екатеринбурге); кровные дети – «идеальная дочь» и недавно родившийся сын; занятия в бассейне; возможность выбираться из дома по делам; поддержка супруга, несмотря на то, что он не разделяет ценностей Светланы; умение «сливать» то, что накопилось, а не держать в себе.

В планах Светланы убедить мужа принять в семью маленького ребенка. Светлана заинтересована в посещении группы, посвященной адаптации ребенка в приемной семье, а также в индивидуальных консультациях психолога. Мы в Центре начали сопровождение этой семьи. 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Публикуем смету расходов Центра сопровождения приемных семей

October 29, 2019

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив