Отчет о работе Центра сопровождения приемных семей за апрель 2018

 

 

В апреле в Центре сопровождения приемных семей «Найди семью» в Екатеринбурге были проведены регулярные группы «Адаптация приемного ребенка в семье», «Школа и школьное обучение», «Профилактика родительского выгорания», «Группа поддержки для родителей», группа «Детская безопасность», продолжается индивидуальное сопровождение семей психологом и специалистом по социальной работе.

Тему для группы «Школа и школьное обучение» участники запросили заранее. А именно - как оставаться устойчивым, сохранять спокойствие, регулировать себя и не срываться на ребенке. В группе приняли участие 6 человек. На встрече приемные мамы учились и тренировались правильно дышать, чувствовать свое тело, чувствовать свое напряжение и свою силу. Основным упражнением стало исследование и присвоение своих сильных сторон, своих ресурсов. Участницы отвечали на вопросы: в чем я состоялась? что я могу? что я умею делать хорошо? Это одна из основ спокойствия и уверенности в себе, так нужные для приемных родителей.

Во второй встрече группы «Адаптация приемного ребенка в семье» приняло участие  8 человек. Важно, что в группу приходят семейные пары, которые воспитывают детей разного возраста. Группа будет работать до конца года, чтобы обеспечить родителям поддержку в разных процессах. Поэтому ведущая часть встречи посвятили близкому знакомству участников. Родители, участвовавшие в первой встрече, смогли больше рассказать о себе и узнать о других. Те же кто присоединились со второй встречи - смогли познакомиться и представиться. Интересно, что в этой группе участники делятся примерно поровну: родители детей до 3 лет и родители детей предподросткового возраста и подростков. Вместе с участниками ведущие нарисовали mindmap содержания будущих занятий. Затем участники смогли проголосовать за самые животрепещущие для них темы. Наиболее актуальными стали темы привязанности и травмы, инструменты анализа происходящего с ребенком и родителем, а также способы родительской саморегуляции. Участники рассмотрели инструмент "Линия жизни", который помогает проанализировать, какие события жизни ребёнка повлияли на его развития и способы реагировать в разных ситуациях. В перерыве участники активно общались между собой и обменивались контактами, что очень важно в контексте поддержки родителей друг другом. В конце занятия ведущие оставили время на вопросы.

Как влияют слабые личные границы на возникновение и развитие родительского выгорания обсуждали с участниками группы «Профилактика родительского выгорания». В группе приняли участие 13 родителей. Участники в ходе специальных упражнений и эксперимента выяснили свои сегодняшние стратегии по выстраиванию границ в семье, разобрались как это может мешать нормальному отдыху, режиму дня, сохранности вещей и информации внутри семьи и попробовали новое поведение прямо в группе.

Во встрече «Группы поддержки» для родителей приняли участие 14 человек. На эту группу приходят не только приёмные мамы, но и другие члены семей: папы и бабушки, которые не посещают занятия основных групп Центра. Здесь собираются родители, которые давно и регулярно посещают программы центра, а также те, кто ещё только начал получать помощь. В пространстве группы участники могут поделиться своими трудностями и успехами. Тему, с которой будет работать группа, определяют сами участники. В этот раз актуальной для многих стала тема взаимодействия родителя и подростка. Вместе с ведущим участники разбирались в причинах и механизмах возникающих трудностей, учились понимать, что чувствуют они сами и их дети, учились строить гипотезы и давать рекомендации. Важно, что в группе создается пространство принятия самых трудных родительских чувств: страха, вины и бессилия. Разделенность переживаний помогает сделать их переносимыми и обрести способность действовать. Самое ценное в данной группе это обмен опытом между участниками. Одним из них подростковый кризис только предстоит, другие прямо сейчас переживают его в своих семьях, третьи могут поделиться успешным опытом и опытом переживания трудностей.

В настоящее время на индивидуальном сопровождении в Центре находятся 11 семей:

•             В семье Смирновых приемная дочь Нина посещает занятия с травмотерапевтом: в апреле мама девочки отмечала в основном положительные моменты и успехи ребёнка, однако младший сын Дима начал «куролесить», но ничего критичного, со слов мамы, в его поведении нет. Семья каждые выходные ездит в область, в мае готовятся к выпускным мероприятиям у детей.

•             В семье Трофимовых, где живет 4-хлетний Денис, по результатам посещения психотравматологом  детского сада и наблюдения за поведением ребёнка был разработан план занятий с ребенком. Уже в мае мальчик начнёт заниматься по новому плану. Приемная мама отмечает положительные изменения в поведении Дениса, мальчик дерётся не чаще двух раз в неделю, что ее очень радует. Она переживает, что он не бежит к ней навстречу, когда она забирает его из детского сада, и связывает это с плохо сформированной привязанностью.

•             В семье Глаголевых приемная 7-летняя Катя не посещает детский сад, поскольку родители перестали видеть в этом смысл. Девочка по-прежнему часто болеет и потому большую часть времени после посещения детского сада проводит на больничном. В мае у приемной мамы будет много рабочих смен и семья запрашивает помощь няни, мы в Центре рассматриваем такую возможность.

•             Приемная мама семьи Ткаченко прислушалась к рекомендации психолога пройти личную терапию, специалисты Центра предполагают, что это поможет преодолеть нерациональное раздражение по отношению к 5-тилетней приемной дочери, прекратить срывы на неё за проступки, которые другим членам семьи прощает.

•             В семье Гавриловых приемная 12-летняя Наташа по-прежнему не посещает школу, хотя довольно часто обещает, что вот-вот начнёт ходить на уроки. С девочкой работает психотерапевт, которая отмечает прогресс, однако мама считает, что относительно стабильное поведение связано с тем, что Наташа пропила курс назначенных психиатром препаратов. Приемная мама не знает, как быть со школой, переживает, что девочку могут отчислить. С другой стороны, она опасается, что ситуацию «спустят на тормозах», и тогда Наташа поймёт, что «и так тоже можно». В рамках общения со специалистом по социальной работе приемной маме дана рекомендация первой пойти на контакт со школой и обозначить проблему нежелания ребёнка ходить на уроки как общую - и педагогов, и семьи. Также маме рекомендовано демонстрировать поддержку ребёнка и не вступать с ней в конфликт, не ругать на глазах у педагогов. Галина уведомлена о возможности привлечения специалиста по социальной работе Центра к взаимодействию с образовательным учреждением.

•             Приемная мама семьи Тихомировых сообщает нам о  намерении подыскать приемной дочери Лене другую семью. Лена по-прежнему не возвращается вовремя с прогулок, неохотно соблюдает личную гигиену. Приемная мама беспокоится, что в ее семье девочка «поистаскается», обращается  в Центр за консультацией по устройству досуга Лены в июне. Рекомендовано записать девочку в лагерь при клубе по месту жительства, рекомендацию опекун выполнила. С 1 по 22 июня Лена будет посещать лагерь при клубе, где воспитателем лагеря будет работать наш специалист по социальной работе Надежда Иванова. Договорились, что к 8 часам утра девочку будут приводить к дому воспитателя, на протяжении дня девочка будет находиться под контролем, по окончании дня в лагере воспитатель будет забирать девочку к себе домой, после работы за ней будет заходить приемная мама. Ситуация в семье Тихомировых конфликтная: со слов мамы, из дома начали пропадать ценные вещи, мобильный телефон девочка потеряла. Лена подружилась с компанией семиклассников, в которой в основном дети из неблагополучных семей. Мама отмечает, что девочка неправильно питается, когда гуляет с друзьями, и оттого страдает запорами и диареей, приходит домой в одежде, испачканной испражнениями, неаккуратно пользуется туалетом. Телефон Лена потеряла, одежду регулярно приводит в непотребное состояние. Педагог музыкальной школы сообщила маме, что о словам девочки дома «из-за двоек и троек опекун лишает ее еды». Приемная мама обращалась с запросом консультации психолога, ей переданы контакты психолога Центра Андрея Власова. Первая встреча запланирована после 9 мая.

По последней информации 28 апреля девочка не вернулась с прогулки, сообщив маме с чужого аккаунта в социальных сетях, что она остаётся ночевать у подруги, потому что «страшно идти домой». Приемная мама обессилена, планирует написать отказ от ребёнка в органах опеки в ближайший рабочий день. Девочка очень сложная, а приемная мама не очень опытная и опорная, но мы в Центре держим постоянный контакт с мамой.

•             Семья Лаптевых приняла в семью отказную трехлетнюю девочку из другой приемной семьи. У приемной мамы большие планы по реабилитации ребёнка, она сообщает нам, что для неё большим ресурсом являются группы  для приёмных родителей нашего Центра сопровождения.

  • в других семьях, находящихся на индивидуальном сопровождении ведется постоянная работа с психологом и поддержка специалистом по социальной работе Центра сопровождения приемных семей. 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Публикуем смету расходов Центра сопровождения приемных семей

October 29, 2019

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив