Отчет о работе Центра сопровождения приемных семей за май 2018

 

 

 

 

 

В мае прошла третья встреча "Группы поддержки" Центра сопровождения приемных семей "Найди семью" в Екатеринбурге. На встрече присутствовали 8 человек. Все встречи "Группы поддержки" проходят по одному сценарию. Начинается они с круга заявок, где каждый приемный родитель может рассказать о своей трудности и попросить поддержки группы. Затем, в зависимости от того какой какая тема наиболее интересна участникам, группа выбирает, с каким запросом работать. Участник подробно рассказывает о своей ситуации, трудности, и запросе. Другие участники пытаются разобраться в деталях ситуации, тех переживаниях которые испытывают сами и предполагают, что могли бы испытывать разные участники ситуации, выдвигают свои гипотезы того, что происходит и пути выхода. 

Для разбора на текущей встречи участники выбрали запрос, связанный с воровством. Эта тема актуальна для приемных родителей не только потому, что и в других семьях есть дети, которые воруют, но и потому что это тема пугает и родители хотели бы получить инструменты профилактики воровства у детей. Хотя в каждом случае дети реализуют разные потребности через воровство, и ведут себя по-разному, сам алгоритм разбора очень полезен родителям для анализа любого трудного поведения их детей. Также родители тренируют очень полезные навыки: присутствие, внимание,  выдерживание сложного поведения и своих чувств в связи с этим. Завершается разбор кругом обратной связи. Участники говорили что испытывают облегчение от того, что видят людей со схожими проблемами и учатся искать выход, что их очень продвигает участие в группах проекта. Благодаря участию в проекте им стало легче принимать собственных детей, разбираться в причинах  их поведения,  находить ресурсы для жизни и радости, они нашли единомышленников и получили новые навыки саморегуляции.

Также прошла третья встреча группы "Адаптация". В ней приняли участие 6 человек. Основной темой этой встречи стали уровни развития привязанности по Гордону Ньюфелду. В форме интерактивной лекции ведущие познакомили участников с тем, как формируется привязанность у ребенка в норме. Отвечая на вопросы участников про их детей, ведущие помогли родителям разобраться как обстоят дела с развитием привязанности у детей в каждой конкретной семье. Дети, которые находятся в процессе адаптации в семьях участников разного возраста, поэтому полезным для укрепления привязанности оказался не только лекционный материал от ведущих, но и опыт других участников. Также участники смогли посмотреть на то, как постепенно укрепляется привязанность их детей с момента появления ребенка в семье. Анализируя свои сложности в воспитании детей, участники учились разбираться какой уровень привязанности формируется в данный момент.

Группа «Школа и школьное обучение» в мае подошла к своему завершению вместе с окончанием учебного года. На финальной встрече участники вспоминали те мысли и опасения, с которыми они приходили на первые встречи, подводили итоги года. Самое важное, что отметили многие участники - это изменение их восприятия школьных трудностей своих детей. Стали больше понимать причины неуспеваемости, причины детских страхов и протестов, стало гораздо меньше раздражения и конфликтов. Вот отзыв одной из мам: "Я поняла, что нет ничего важнее наших отношений с дочкой! Что ни одна хорошая оценка не стоит этого. Я стала спокойней и у дочки начались изменения в учебе."

На группе «Профилактика родительского выгорания» разбирали сложный и важный вопрос установления баланса между брать и отдавать. В группе приняли участие 11 родителей. Участники отметили, что давать, оказывать помощь кому-то, откликаться на чью-то просьбу гораздо проще, чем попросить помощи для себя, принять помощь от другого человека без стыда и неловкости. Участники смогли проанализировать свои отношения, что они вкладывают и что получают в каждом контакте.

 

Отчет о взаимодействии с семьями специалиста по социальной работе

 

В настоящее время на сопровождении в Центре находятся следующие семьи:

•             Семья Смирновых: их приемная дочь посещает занятия с детским психотравматологом; в мае у Нины был день рождения, мама приготовила ей сюрприз, в гости пришла подруга Нины. Приемная мама  отмечает, что стала замечать меньше плохого: «я б сказала, дети идеальны, просто молодцы».

•             Семья Трофимовых: приемный сын Денис 4х лет расслабился и начал проверять границы. Маме кажется, будто после занятий он становится спокойнее дома. Приемная мама мальчика разговаривает с ним спокойно, много объясняет, может быть строгой. Семья испытывает трудности с родственниками старшего поколения, которые не держат границ. Денис продолжает посещать занятия с детским психотравматологом. Приемная мама называет эти занятия «сеансами экзорцизма», потому что, с ее слов, Денис плачет и кричит. На встречах со специалистом Денису приходится соприкасаться с прошлым, и это значительно влияет на его поведение. Он снова бьет других ребят в детском саду, но однажды они побили его все вместе. Приемная мама была обеспокоена тем, что мальчик не хотел возвращаться домой из гостей, собирался уйти жить в детский дом. В связи с этим она обращалась за консультацией к Александре Мелях, в результате которой «она меня научила, как отвечать, и я теперь так ему и говорю: я твоя мама и мои дети живут только со мной, а не у бабушки с дедушкой или в детском доме». Приемный отец в этой семье получил документ о том, что он теперь тоже является опекуном Дениса. Мама считает, что это в лучшую сторону повлияло на отношение мужа к ребенку и его поведению, потому что он стал будто более включенным, «почувствовал свою ответственность». С июня с семьей будет заключен договор о приемной семье.

•             Семья Глаголевых: приемная дочь Катя, перестав посещать детский сад, не болела больше месяца, поэтому май у семьи получился довольно насыщенным. Сейчас девочка снова болеет, мама считает, что это от переизбытка впечатлений. В сентябре Катя пойдет в первый класс. Приемная мама изъявила желание стать одним из организаторов семейного праздника для детей. Она готова взять на себя проведение подвижных игр для детей и найти необходимые материалы. Принято решение привлечь к организации праздника других родителей.

•             Семья Ткаченко: приемная мама проходит личную терапию - еженедельно встречается с психологом. В этом месяце у нее не получилось присутствовать на групповых занятиях центра в связи с высокой занятостью мужа на работе. Приемная мама сдала аттестацию в рамках семейного образования, для этого она наняла помощницу на 4 часа в день для облегчения напряжения в семье и распределения обязанностей. Семья готовится к отпуску с середины июня на месяц.

•             Семья Гавриловых: приемная мама рассказывает, что из-за пропусков у Наташи неаттестация по 10 предметам из 13. Мама договаривается с учителями о сдаче, Наташа иногда старается все выполнять, а иногда просто отказывается идти в школу. Мама получает поддержку от педагога, который был классным руководителем Наташи в начальной школе.

•             Семья Лаптевых: приемная мама недавно приняла в семью третьего ребенка – девочку, от которой отказалась предыдущая семья. Сейчас мама может сказать, что отмечает, что с Галей все отлично. Лето семья проведет в Крыму, поэтому для старших мальчиков мама ищет там же лагеря.

•             Семья Сарановых: у приемной мамы возник конфликт с младшим приемным сыном – он не хотел выполнять домашнее задание по английскому языку, поэтому мама его наказала, сказав, что в таком случае он не выйдет из-за стола. На следующий день мальчик убежал через окно (семья живет в частном доме) к своей кровной бабушке, проживающей поблизости. Мама была расстроена, отправила за мальчиком старших дочерей и не разговаривала с ним, потому что боялась сорваться. В школе ребенок обратился к заместителю директора по правовой работе и, со слов мамы, сказал, что в этой семье его не кормят и бьют, поэтому он не хочет с ними жить. Приемная мама сильно огорчена таким поведением, обратилась в опеку, изъявив желание отказаться от ребенка. Там ее попросили потерпеть до конца лета, мама согласилась, поскольку дети все равно уже устроены в лагеря. Приемную маму очень задел поступок сына, ей кажется, будто ему безразлично, что он может лишиться семьи. Мальчик особо не идет с ней на контакт, ее это устраивает. Мама начала получать консультации психолога Центра Натальи Хейфец в мае, следующая консультация запланирована на середину июня. В конце мая проведена встреча специалистов Центра для определения дальнейшего плана работы с семьей Сарановых. По вопросу о подборе ребенку замещающей семьи принято решение получить согласие мамы  на поиск ребенку новой семьи и организовать встречи мальчика с психологом Центра Светланой Блиновой для составления психологического портрета мальчика и определения критериев подбора семьи.

  • Осуществлен выход в семью Проталиной Марины, воспитывающей приемного сына  Григория 11 лет.  Марина имеет неполное среднее образование, всю жизнь работает на одном предприятии, кровных детей в семье нет, у Марины была одна оборвавшаяся беременность, после которой она не может больше иметь детей. В связи с этим она чуть не дошла до суицида и приняла решения стать приемной мамой. Григорий воспитывается в семье с 7,5 месяцев. С рождения находился в Доме малютки в области. У кровной матери он третий ребенок, двое старших детей воспитываются в кровной семье. От Григория кровная мама отказалась в связи тяжелой финансовой ситуацией.  У Гриши были проблемы со здоровьем по неврологии, он плохо спал и до двух лет имел диагноз гиперактивность. В три года все диагнозы сняли. Этой весной в семье произошла следующая ситуация: Гриша отказывался делать уроки, Марина повышала на него голос. После этого соседка обратилась с жалобой в органы опеки и попечительства. Сотрудники опеки отнеслись с пониманием и санкций не последовало. Марина отмечает, что Гриша хорошо учится, но в школе его считают «неуправляемым», при этом у мамы хорошие отношения с учителями. Дома Марине трудно заставить Гришу делать уроки, он откладывает все на последний момент и кричит под дверью, чтобы услышали соседи. Приемная мама прожила с супругом 17 лет, однако принять в семью ребенка было ее решением. Мужу было некуда идти, поэтому он не смог возразить. 1,5 года назад они развелись. У него складывались неплохие отношения с Гришей, однако после развода их общение сошло на нет.  Мальчик не так давно начал задавать вопросы о том, почему так получилось, что он оказался в приемной семье. Марина запрашивает помощь в формулировке ответа, ей будет передана для ознакомления книга «Как я узнал, что у меня две мамы» и методические рекомендации к ней. Приемную маму впечатлило посещение группы поддержки, она сказала, что сделала определенные выводы и многое поняла. Специалисты Центра предполагают у Марины депрессию, в связи с этим ей было рекомендовано обратиться к психиатру  и передан контакт врача из бесплатной поликлиники. По итогам посещения психиатра приемной маме будет передан контакт психолога для консультаций.

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Публикуем смету расходов Центра сопровождения приемных семей

October 29, 2019

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив