Отчет о работе Центра сопровождения приемных семей за май 2018


В мае прошла третья встреча "Группы поддержки" Центра сопровождения приемных семей "Найди семью" в Екатеринбурге. На встрече присутствовали 8 человек. Все встречи "Группы поддержки" проходят по одному сценарию. Начинается они с круга заявок, где каждый приемный родитель может рассказать о своей трудности и попросить поддержки группы. Затем, в зависимости от того какой какая тема наиболее интересна участникам, группа выбирает, с каким запросом работать. Участник подробно рассказывает о своей ситуации, трудности, и запросе. Другие участники пытаются разобраться в деталях ситуации, тех переживаниях которые испытывают сами и предполагают, что могли бы испытывать разные участники ситуации, выдвигают свои гипотезы того, что происходит и пути выхода.

Для разбора на текущей встречи участники выбрали запрос, связанный с воровством. Эта тема актуальна для приемных родителей не только потому, что и в других семьях есть дети, которые воруют, но и потому что это тема пугает и родители хотели бы получить инструменты профилактики воровства у детей. Хотя в каждом случае дети реализуют разные потребности через воровство, и ведут себя по-разному, сам алгоритм разбора очень полезен родителям для анализа любого трудного поведения их детей. Также родители тренируют очень полезные навыки: присутствие, внимание, выдерживание сложного поведения и своих чувств в связи с этим. Завершается разбор кругом обратной связи. Участники говорили что испытывают облегчение от того, что видят людей со схожими проблемами и учатся искать выход, что их очень продвигает участие в группах проекта. Благодаря участию в проекте им стало легче принимать собственных детей, разбираться в причинах их поведения, находить ресурсы для жизни и радости, они нашли единомышленников и получили новые навыки саморегуляции.

Также прошла третья встреча группы "Адаптация". В ней приняли участие 6 человек. Основной темой этой встречи стали уровни развития привязанности по Гордону Ньюфелду. В форме интерактивной лекции ведущие познакомили участников с тем, как формируется привязанность у ребенка в норме. Отвечая на вопросы участников про их детей, ведущие помогли родителям разобраться как обстоят дела с развитием привязанности у детей в каждой конкретной семье. Дети, которые находятся в процессе адаптации в семьях участников разного возраста, поэтому полезным для укрепления привязанности оказался не только лекционный материал от ведущих, но и опыт других участников. Также участники смогли посмотреть на то, как постепенно укрепляется привязанность их детей с момента появления ребенка в семье. Анализируя свои сложности в воспитании детей, участники учились разбираться какой уровень привязанности формируется в данный момент.

Группа «Школа и школьное обучение» в мае подошла к своему завершению вместе с окончанием учебного года. На финальной встрече участники вспоминали те мысли и опасения, с которыми они приходили на первые встречи, подводили итоги года. Самое важное, что отметили многие участники - это изменение их восприятия школьных трудностей своих детей. Стали больше понимать причины неуспеваемости, причины детских страхов и протестов, стало гораздо меньше раздражения и конфликтов. Вот отзыв одной из мам: "Я поняла, что нет ничего важнее наших отношений с дочкой! Что ни одна хорошая оценка не стоит этого. Я стала спокойней и у дочки начались изменения в учебе."

На группе «Профилактика родительского выгорания» разбирали сложный и важный вопрос установления баланса между брать и отдавать. В группе приняли участие 11 родителей. Участники отметили, что давать, оказывать помощь кому-то, откликаться на чью-то просьбу гораздо проще, чем попросить помощи для себя, принять помощь от другого человека без стыда и неловкости. Участники смогли проанализировать свои отношения, что они вкладывают и что получают в каждом контакте.

Отчет о взаимодействии с семьями специалиста по социальной работе

В настоящее время на сопровождении в Центре находятся следующие семьи:

• Семья Смирновых: их приемная дочь посещает занятия с детским психотравматологом; в мае у Нины был день рождения, мама приготовила ей сюрприз, в гости пришла подруга Нины. Приемная мама отмечает, что стала замечать меньше плохого: «я б сказала, дети идеальны, просто молодцы».

• Семья Трофимовых: приемный сын Денис 4х лет расслабился и начал проверять границы. Маме кажется, будто после занятий он становится спокойнее дома. Приемная мама мальчика разговаривает с ним спокойно, много объясняет, может быть строгой. Семья испытывает трудности с родственниками старшего поколения, которые не держат границ. Денис продолжает посещать занятия с детским психотравматологом. Приемная мама называет эти занятия «сеансами экзорцизма», потому что, с ее слов, Денис плачет и кричит. На встречах со специалистом Денису приходится соприкасаться с прошлым, и это значительно влияет на его поведение. Он снова бьет других ребят в детском саду, но однажды они побили его все вместе. Приемная мама была обеспокоена тем, что мальчик не хотел возвращаться домой из гостей, собирался уйти жить в детский дом. В связи с этим она обращалась за консультацией к Александре Мелях, в результате которой «она меня научила, как отвечать, и я теперь так ему и говорю: я твоя мама и мои дети живут только со мной, а не у бабушки с дедушкой или в детском доме». Приемный отец в этой семье получил документ о том, что он теперь тоже является опекуном Дениса. Мама считает, что это в лучшую сторону повлияло на отношение мужа к ребенку и его поведению, потому что он стал будто более включенным, «почувствовал свою ответственность». С июня с семьей будет заключен договор о приемной семье.

• Семья Глаголевых: приемная дочь Катя, перестав посещать детский сад, не болела больше месяца, поэтому май у семьи получился довольно насыщенным. Сейчас девочка снова болеет, мама считает, что это от переизбытка впечатлений. В сентябре Катя пойдет в первый класс. Приемная мама изъявила желание стать одним из организаторов семейного праздника для детей. Она готова взять на себя проведение подвижных игр для детей и найти необходимые материалы. Принято решение привлечь к организации праздника других родителей.

• Семья Ткаченко: приемная мама проходит личную терапию - еженедельно встречается с психологом. В этом месяце у нее не получилось присутствовать на групповых занятиях центра в связи с высокой занятостью мужа на работе. Приемная мама сдала аттестацию в рамках семейного образования, для этого она наняла помощницу на 4 часа в день для облегчения напряжения в семье и распределения обязанностей. Семья готовится к отпуску с середины июня на месяц.

• Семья Гавриловых: приемная мама рассказывает, что из-за пропусков у Наташи неаттестация по 10 предметам из 13. Мама договаривается с учителями о сдаче, Наташа иногда старается все выполнять, а иногда просто отказывается идти в школу. Мама получает поддержку от педагога, который был классным руководителем Наташи в начальной школе.

• Семья Лаптевых: приемная мама недавно приняла в семью третьего ребенка – девочку, от которой отказалась предыдущая семья. Сейчас мама может сказать, что отмечает, что с Галей все отлично. Лето семья проведет в Крыму, поэтому для старших мальчиков мама ищет там же лагеря.

• Семья Сарановых: у приемной мамы возник конфликт с младшим приемным сыном – он не хотел выполнять домашнее задание по английскому языку, поэтому мама его наказала, сказав, что в таком случае он не выйдет из-за стола. На следующий день мальчик убежал через окно (семья живет в частном доме) к своей кровной бабушке, проживающей поблизости. Мама была расстроена, отправила за мальчиком старших дочерей и не разговаривала с ним, потому что боялась сорваться. В школе ребенок обратился к заместителю директора по правовой работе и, со слов мамы, сказал, что в этой семье его не кормят и бьют, поэтому он не хочет с ними жить. Приемная мама сильно огорчена таким поведением, обратилась в опеку, изъявив желание отказаться от ребенка. Там ее попросили потерпеть до конца лета, мама согласилась, поскольку дети все равно уже устроены в лагеря. Приемную маму очень задел поступок сына, ей кажется, будто ему безразлично, что он может лишиться семьи. Мальчик особо не идет с ней на контакт, ее это устраивает. Мама начала получать консультации психолога Центра Натальи Хейфец в мае, следующая консультация запланирована на середину июня. В конце мая проведена встреча специалистов Центра для определения дальнейшего плана работы с семьей Сарановых. По вопросу о подборе ребенку замещающей семьи принято решение получить согласие мамы на поиск ребенку новой семьи и организовать встречи мальчика с психологом Центра Светланой Блиновой для составления психологического портрета мальчика и определения критериев подбора семьи.

  • Осуществлен выход в семью Проталиной Марины, воспитывающей приемного сына Григория 11 лет. Марина имеет неполное среднее образование, всю жизнь работает на одном предприятии, кровных детей в семье нет, у Марины была одна оборвавшаяся беременность, после которой она не может больше иметь детей. В связи с этим она чуть не дошла до суицида и приняла решения стать приемной мамой. Григорий воспитывается в семье с 7,5 месяцев. С рождения находился в Доме малютки в области. У кровной матери он третий ребенок, двое старших детей воспитываются в кровной семье. От Григория кровная мама отказалась в связи тяжелой финансовой ситуацией. У Гриши были проблемы со здоровьем по неврологии, он плохо спал и до двух лет имел диагноз гиперактивность. В три года все диагнозы сняли. Этой весной в семье произошла следующая ситуация: Гриша отказывался делать уроки, Марина повышала на него голос. После этого соседка обратилась с жалобой в органы опеки и попечительства. Сотрудники опеки отнеслись с пониманием и санкций не последовало. Марина отмечает, что Гриша хорошо учится, но в школе его считают «неуправляемым», при этом у мамы хорошие отношения с учителями. Дома Марине трудно заставить Гришу делать уроки, он откладывает все на последний момент и кричит под дверью, чтобы услышали соседи. Приемная мама прожила с супругом 17 лет, однако принять в семью ребенка было ее решением. Мужу было некуда идти, поэтому он не смог возразить. 1,5 года назад они развелись. У него складывались неплохие отношения с Гришей, однако после развода их общение сошло на нет. Мальчик не так давно начал задавать вопросы о том, почему так получилось, что он оказался в приемной семье. Марина запрашивает помощь в формулировке ответа, ей будет передана для ознакомления книга «Как я узнал, что у меня две мамы» и методические рекомендации к ней. Приемную маму впечатлило посещение группы поддержки, она сказала, что сделала определенные выводы и многое поняла. Специалисты Центра предполагают у Марины депрессию, в связи с этим ей было рекомендовано обратиться к психиатру и передан контакт врача из бесплатной поликлиники. По итогам посещения психиатра приемной маме будет передан контакт психолога для консультаций.


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2017 Ассоциация замещающих семей Свердловской области 

контакты: Свердловская область город Екатеринбург улица Вайнера, дом 55 а офис 108-107