Отчет о работе Центра сопровождения приемных семей в Екатеринбурге за октябрь 2019

December 6, 2019

 


 

 

Всего семей получили помощь Центра - 30, в них воспитывается 68 детей.
На индивидуальном сопровождении специалистом по социальной работе -11 семей, в них воспитывается 28 детей

индивидуальных консультаций оказано всего - 31, из них для детей 18

 

 

В октябре на группе "Родительские компетенции для приемных родителей" приняли участие 16 человек. Главная тема встречи: "Эмоции родителя и ребенка"

 

На этом занятии участники знакомились с тем, какие бывают эмоции, учились узнавать их проявления и замечать, какие потребности стоят за выражением тех или иных чувств. В качестве рабочего материала использовался круг чувств, где нанесены базовые чувства и эмоции человека. Родители анализировали то, какие чувства они переживают часто, какие - реже, какие не переживают совсем. Также они отмечали, какие эмоции им трудно переносить в себе и в детях, и искали связи и закономерности. Вторая часть занятия была посвящена тому, как люди проявляют чувства и определению того, какие потребности за ними стоят.

 

В октябрьской Группе поддержки приняли участие 3 мамы-постоянные участницы и 1 папа, который пришел на группу впервые и два специалиста в сфере профилактики сиротства, приехавшие в наш Центр на стажировку.

После приветственного круга, участники выбрали запрос, с которым работала группа. В этот раз участники решили поработать с заказом "Как укреплять привязанность ребенка с нарушенной привязанностью". Эта тема актуальна не только для заявителя случая, но и для всех участников встречи. Тема привязанности и родительского авторитета вызывает много тревоги в силу разных причин. С одной стороны, эта тема отзывается многим вопросами "хороший ли я родитель?", "все ли я делаю для своего ребенка?", с другой - связана с большим вниманием посторонних к семье и критикой "что же вы за родитель такой, что он вас не слушает?", а с третьей - "резонирует" с детскими травмами самих приемных родителей.

Важно отметить, что формулировка запроса "как укреплять привязанность" означает взрослую позицию родителя и готовность смотреть на реабилитационное воспитание ребенка-бывшего сироты осознанно.

Для работы с заказом традиционно использовался формат модифицированной Балинтовской группы, который позволяет участникам анализировать разные аспекты конкретной ситуации: факты, эмоции, гипотезы, рекомендации; и делать выводы, имея более детальное представление о ситуации.

В результате работы участники не только помогли заказчику, но и смогли проанализировать свои ситуации, а также "примерить" и "взять на вооружение" рекомендации других участников, о чем они говорили в круге обратной связи.

 

В октябре В Центре сопровождения приемных семей в Екатеринбурге состоялось важное событие.  В партнерстве с Центром социальной помощи семье и детям «Отрада» начала работу Школа приемных родителей. Ведущими ШПР со стороны Центра сопровождения приемных семей «Найди семью» стали практики – ведущие групп для приемных родителей, на занятия для кандидатов пришли реальные приемные родители и дали свои практические рекомендации относительно каждой темы занятия. Кандидаты смогли получить знания и погрузиться в наше дружное сообщество приемных родителей, и понять, что в случае трудной ситуации не обязательно справляться одному, нужно обратиться за помощью, и она рядом.

 

Первая встреча с кандидатами в приемные родители в ШПР была посвящена теме: "Теория привязанности. Травмы привязанности". На группе присутствовало 7 человек. Участники вспоминали свои знания о нормальном, благополучном развитии ребенка, рисуя линию жизни ребенка. Новым для участников стало обсуждение тех событий, из-за которых ребенок попадает в детский дом или приемную семью. Именно эти события становятся точками травмы ребенка. Именно это важно учиться видеть и понимать будущим приемным родителям.  Участники были включены в обсуждение. Так же они отметили, что эта тема заставила их задуматься о их собственных детских историях. 

 

На втором занятии ШПР была рассмотрена тема "Педагогическая мудрость", в ней приняло участие 6 кандидатов в приемные родители и сотрудники ЦСПСИД «Отрада». На занятии были рассмотрены вопросы: структура потребностей человека, что лежит в основе трудного поведения, диспропорции развития ребёнка, варианты выхода из ситуаций трудного поведения ребёнка, предоставлена литература по теме. После приветственного круга, представления плана и темы занятия, ведущие провели упражнение «Инопланетянин». Участникам нужно было составить инструкцию по приготовлению бутерброда для существа, понимающего человеческий язык, но имеющего принципиально иной бытовой опыт. В результате выполнения упражнения участники отметили, что взгляд на кажущиеся очевидными вещи порой разительно отличаются у людей с разным жизненным опытом. Во второй части занятия, ведущие рассказали о том, что за трудным поведением сковываются эмоции, за эмоциями - не полностью установленный контакт или неудовлетворенная потребность, а в основе всего этого - ресурс. Также ведущие познакомили участников со структурой потребностей человека, рассказали о диспропорциях развития ребёнка, рассмотрев это понятие на примере трехлетнего воспитанника социально-реабилитационного центра. Участники отметили новизну и важность представленного материала.

 

На третьей встрече ШПР присутствовали 7 человек. Тема встречи - особые компетенции, которыми должны обладать приемные родители.  Упражнение "Бориска и Андрейка" помогло участникам почувствовать, как именно представляет себя ребенок, растущий в неблагополучной среде, как у него формируется отношение к себе, к миру и к другим людям. После упражнения кандидаты ШПР говорили о большом терпении, которое необходимо приемным родителям и о важности специальных знаний о истории ребенка, о причинах его поведения. Встреча завершилась беседой с приемными мамами. Такие беседы ученики ШПР отмечают как очень важные и необходимые. 

 

На четвертой встрече ШПР присутствовало 5 человек, темой встречи стало -"История и кровные родственники приемного ребенка. Тайна усыновления"

 

На занятии были рассмотрены следующие вопросы: что такое тайна усыновления, зачем она была нужна, как относятся к прошлому ребенка сами кандидаты, как и когда важно сообщать о тайне детям и обсуждать ее с ними, какие аспекты истории ребенка необходимо и стоит обсуждать с другими людьми (семья, близкие, специалисты, окружение), какие есть юридические аспекты коммуникации с кровными родственниками приемного ребенка.

После приветственного круга, представления плана и темы занятия, ведущие спросили у участников, как они относятся к сохранению тайны усыновления. Никто из участников сохранение тайны от ребенка не планирует, при этом все они имеют затруднения с тем, как говорить о тяжелых и неприятных моментах. Поэтому ведущие сконцентрировались на том, как именно обсуждать разные темы с детьми.

В упражнении "Генограмма" участники отметили, что абсолютно все семьи проживают благоприятные и неблагоприятные периоды, а также в каждой семье можно найти, выдающихся в положительном и отрицательном смысле людей. Опыт участия в этом упражнении поможет будущим родителям искать не только негативные моменты в прошлом ребенка и помогать ему строить свою идентичность с опорой на приемную и на кровную семью.

В этом занятии приняли участие 2 действующие многодетные приемные мамы, которые рассказали о разном опыте контактов с кровными родственниками приемных детей, о том, как мамы говорят с детьми об их истории, а также ответили на вопросы кандидатов.

В третьей части занятия, ведущие рассказали о юридических аспектах взаимодействия с кровными родственниками ребенка. Также кандидатам были представлены алгоритмы обсуждения темы прошлого ребенка с самим ребенком и другими людьми.

 

 

В октябре в Центре сопровождения приемных семей в Екатеринбурге начала работу группа, начала которой ждали все. – и дети и родители, и сотрудники Центра. Это группа для подростков из приемных семей «Играю, узнаю, научусь». В октябре прошло 2 встречи группы, в них приняло участие 11 подростков.

Занятия группы состоят из разминочных игр в начале, большой игры в середине и обсуждения прошедшего в конце. В самом начале участники знакомились с помощью игры "Имя-еда", где по принципу снежного кома запоминали имена, а потом звали друг друга по имени, менялись местами, весело проводили время, ведь намного приятнее и спокойнее играть со знакомыми людьми.

 

Следом за этим была игра про дом, где спрятаны сокровища и ходят жуткие призраки. Ребятам надо было отправляться в «очень страшную тёмную комнату», собрать письма - подсказки. Собрав все подсказки ребятам надо было сделать вывод о том, что на самом деле происходит в доме, обменяться между собой информацией (у каждого игрока был свой персональный буклет со своей ролью в игре), подобрать секретный пароль, "позвонить" главарю этой банды и узнать пароль от шкатулки с сокровищами чтобы их спасти от кражи.

Эта игра была про:

1. Работу в команде, где все её участники действуют вместе на одну цель

2. Умение фокусироваться на информации, анализировать данные и делать выводы

3. Умение обмениваться и делиться информацией с другими

4. Про навык договариваться и вообще говорить с людьми вокруг

На следующей встрече группы игра шла в микро группах, о том, как правильно налаживать коммуникацию с другими командами (в прошлый раз все они были членами одной команды, в этот раз -тремя разными группами), о том, как строить коммуникацию в особенных условиях (в игре было три персонажа - слепой, немой и глухой). По сюжету три команды исследователей отправляются в горы в поисках разных объектов для своих научных работ. Им нужно решить 1 небольшое командное задание, поделиться информацией с соседями и правильно построить разговор с тремя персонажами внутри игры, чтобы достичь цели.

С игрой ребята справились быстро, но пока не всем просто работать внутри команды, выстраивать разговор даже с небольшой группой (этот навык мы будем тренировать) и в пылу игрового азарта не всегда удавалось услышать, чего хочет другая сторона. Очень легко ребята общались с персонажами в игре, не издеваясь и не пользуясь своими преимуществами, отнеслись с большим уважением и пониманием. Быстро ребята разгадали командные загадки, сообразили где и как достать необходимые ресурсы для решения общей задачи. В конце занятия участники обсудили прошедшее, коротко поговорили про персонажей в игре и про сюжет игры и отдельно уделили время формату. Участникам по-прежнему нравится наличие сюжета в игре, большей части нравятся персонажи, но сложность задач отчётливо надо поднимать.  В следующий раз ребята продолжат играть в микро группах, и поднимут тему конкуренции и компромисса, распределения задач и работы на общую задачу.

 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Избранные посты

Публикуем смету расходов Центра сопровождения приемных семей

October 29, 2019

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив